Эссе-1


В курсе компьютерной графики вам предлагается написать две самостоятельные письменные работы. Это необязательное задание, вы можете его не выполнять.
Так же вам будет предложено 3 работы на проверку -- это те самые работы, которые вы и ваши сокурсники сами и напишете. То есть, ваши работы проверяет не преподаватель, а вы сами. Это называется Peer Review (кросс-рецензирование), а проверяющие называются "пирами" (peer).
Возможно, вы встречали такой способ в открытых массовых курсах в Интернет, но в институте -- вряд ли. Мы с вами проводим эксперимент, поэтому сейчас всё будет немного "понарошку" и оттого вы чуть ближе познакомитесь с этим процессом, чем вам необходимо для выполнения заданий. Но задания будут самые настоящие и проверять вам их предстоит со всей ответственностью.

1. Алгоритм работы

Далее идет длинный текст, но на деле всё просто: вы получаете номер темы, пишете работу, регистрируете, потом получаете номера трех работ для проверки, проверяете и регистрируете свои оценки. Главное -- не опаздывать и не халтурить. Всё. А теперь то же, но подробно: 
  1. Назначение темы. По списку ваших групп генератором случайных чисел каждой фамилии сопоставляется номер темы. Темы опубликованы ниже, эти списки групп с номерами тем так же будут опубликованы в одном из сообщений. 
  2. Выполнение работы. Вы выполняете работу согласно назначенной вам теме и в соответствии с правилами (см. далее на этой странице). 
  3. Публикация работы. Файл с выполненной работой размещается в сети на любом стабильно работающем сервисе по прямой ссылке. Никаких капч и архивов -- по клику должен загружаться сам файл с работой. 
  4. Регистрация работы. Для эссе 1 доступна форма. В ней вы разместите ссылку на свою работу. Важно зарегистрировать работу до окончания выделенного на это времени. 
  5. Назначение на проверку. Ваши ссылки будут записаны в таблицу и последовательно пронумерованы. Далее эти номера случайным образом будут распределены между вами же. Причем, каждому студенту будет предложено проверить 3 работы. Таблица с номерами работ, подлежащих проверке и нумерованный список работ со ссылками будут так же опубликованы в отдельном сообщении.
  6. Выбор работы для оценивания. Здесь тонкий момент: поскольку распределение происходит простым генератором случайных чисел, существует вероятность, что в списке работ будут дублирующиеся номера или вам достанется ваша же работа. В такой ситуации берите работу со следующим номером. То есть, в случае, когда вам выпали числа "20, 4, 20" и 4 -- это номер вашей же работы, вам следует проверять 20, 5, 21.  
  7. Процесс оценивания. В задании вам предлагаются критерии, которыми следует руководствоваться при написании работ. Эти же критерии с четкими ориентирами используются при проверке. Оценка выставляется по каждому из критериев.
  8. Регистрация оценок. Вам будет предложена форма для регистрации каждой проверенной работы. В форме вы укажете оценки по каждому из критериев и отметите особые обстоятельства (изменение номера работы из-за совпадения и тд). Пожалуйста, помните о важности своевременной регистрации своих оценок.
  9. Формирование итоговых оценок. Ваши оценки будут сведены для каждой работы в одну с учетом весовых коэффициентов. Согласно правилам (см. "Оргвопросы"), каждое эссе может быть оценено до 20 баллов, но отправной точкой для каждой сданной работы является уровень "-6". Это предохранитель от любителей сдавать любую чушь, чтобы получить хоть немного баллов. Следовательно, работа в итоге будет оценена одним числом в диапазоне от -6 до 14.
  10. Контроль качества проверки. При возникновении сильного разброса в оценках и просто выборочно работы будут  просматриваться преподавателями. Задача преподавателя не поставить свою оценку, а убедиться, что оценивающие корректно выполняют свою работу. Если по каким-то причинам работа оценивается менее чем двумя пирами, будет объявлен конкурс на дооценивание (тоже через формы) с начислением соответствующих баллов за эту работу. При выявлении брака в работе пира данная работа считается им непроверенной со всеми последствиями.
  11. Публикация итоговых оценок за работы. После окончания срока проверки работ и после окончания выборочной проверки работы пиров итоги оценки публикуются на этом сайте, а полученные баллы принимаются в накопленную оценку.
  12. Публикация баллов за проверку. Согласно правилам (см. "Оргвопросы"), каждому студенту предлагается провести оценивание трех работ. Это необязательное задание, но стартовый балл здесь так же отрицательный. То есть, игнорирование этого задания возможно, но приведет к потере нескольких баллов в накопленной оценке. Это предохранитель от лени. По окончании всех проверок всем пирам начисляются баллы в соответствии с количеством успешно проверенных работ.  

2. Цели и задачи эссе

Цели, которые ставятся перед вами, несколько шире, чем заявленные в задании. Чтобы лучше их понять, посмотрите критерии оценки: оказывается, важно не только содержание работы, но и форма его представления. И в данном случае очень важно, чтобы вы научились грамотно оформлять свои работы -- этот навык вам очень пригодится в ближайшие годы в институте и, в это сложно поверить, -- дальше в жизни. Сделайте усилие и отнеситесь к этим заданиям, как к тренировке, бонусу к курсу компьютерной графики, который вам еще неоднократно пригодится.

Вы обучаетесь на инженерной специальности и от вас ожидается грамотное использование инструментов, с которыми вы работаете. В данном случае -- это текстовый редактор, возможности которого вам предстоит использовать, возможно, несколько шире, чем прежде.
Так же вам предстоит со всей серьезностью отнестись к содержанию и обоснованности письменной работы -- корректно оформить все ссылки, найти авторитетные источники, подтверждающие ваши умозаключения или поиски, сделать все возможное, чтобы вашу работу можно было назвать законченной, а задачу, поставленную в задании -- выполненной.

3. Критерии оценки

Полнота и завершенность. Работа должна содержать конкретный развернутый ответ на поставленный вопрос (раскрывать тему). Не следует раскрывать другую тему.

Обоснованность. Исследование должно опираться на достоверные источники, расчет или эксперимент. Ожидается, что в обзоре используется:
  • Не менее 10 источников, из которых; 
  • Не менее 5 -- англоязычные; 
  • Не менее 3 научных статей из числа источников.
Иллюстративность и оформление. Работа должна быть наглядной и легко читаемой. Иллюстрации, диаграммы, таблицы, списки должны быть там, где им следует быть, чтобы сделать текст наглядным и понятным.

Верстка должна быть правильной (стили, поля, ссылки, сноски). Не допускается “много ентеров подряд” или выравнивание пробелами, все иллюстрации и таблицы должны быть подписаны через поле “название”, а них должны быть ссылки из текста (перекрестные ссылки), список литературы должен быть оформлен корректно.

4. Политика оценки

Критерии оценки, описанные выше, имеют следующие весовые коэффициенты:

  • Полнота: 6
  • Обоснованность: 6 
  • Иллюстративность: 4 
  • Верстка: 4 

Итого: 20.
При выставлении в накопленную оценку по курсу оценка ставится, начиная с уровня -6. То есть, максимальный балл за эссе -- 14.

Ориентиры для оценивания

При написании работ и, особенно, при их оценивании ориентируйтесь на эту таблицу, лучше ее распечатать и держать перед глазами во время работы. 

5. Общие требования к работам

  1. Формат. Все работы должны быть сданы в формате Microsoft Word DOC или DOCX. Обратите внимание, что при использовании других редакторов, поддерживающих формат Word, никто не гарантирует правильную интерпретацию ваших файлов в Word. Оформление работ является значимым критерием оценки, пожалуйста, уделите внимание соблюдению требований по оформлению. 
  2. Объём. Работы не ограничиваются по объёму ни снизу, ни сверху, ориентируйтесь на следующие критерии: при оценивании важную роль играет критерий полноты работы. Полнота так же подразумевает отсутствие пустоты в тексте, то есть, воду лить -- себе дороже. С другой стороны, нужно раскрыть тему. 
  3. Своевременность. Работа должна быть сдана в установленный в задании срок. Опаздавшие работы не принимаются.
  4. Аутентичность. Копипаст (чрезмерное цитирование или включение чужого текста без выделения цитаты) считается достаточным основанием для снятия работы с рассмотрения и присвоения минимального балла за нее. Это общее требование НИУ ВШЭ ко всем работам. 
  5. Оформление и верстка. Существует ГОСТ 7.32-2001, регламентирующий правила оформления отчетов. Дотошное соблюдение этого стандарта затруднительно для удобной работы в компьютерных текстовых редакторах, не созданных авторами этого ГОСТа. Но есть несколько простых для выполнения правил, которые стоит соблюдать в любых письменных работах, об этом  отдельно (смотрите раздел "Оформление работ" в боковом меню сайта).

6. Темы работ. 

Получив номер темы, найдите его в этом списке и внимательно изучите задание.

1. Теории цветовосприятия.

Различные взгляды на цветовое зрение человека, аргументы и факты в спорах сторонников различных взглядов, полезные для практического применения заключения. Исследуйте существующие взгляды ученых на этот вопрос и систематизируйте их в своей работе. Сделайте собственные выводы о применимости в компьютерной обработке сигналов и графике в частности.

2.  Аналогии в цветовосприятии.

Проведите аналогии между известными науке теориями цветовосприятия и техническими реализациями различных систем и алгоритмов работы с цветом. Дайте развернутое описание в виде сопоставления технических и природных “решений”. Хорошее заключение -- это подведение результатов систематизации, проведенной в исследовании.

3. Цветовой круг.

Применение, варианты, интересные закономерности. При рассмотрении различных вариантов цветового круга попробуйте обосновать использование различных основных цветов в цветовом круге у художников и технарей. Систематизируйте и сведите к наглядной форме закономерности и их практические следствия для использования в работе.

4. Цветовая температура в колориметрии.

Исследуйте понятия стандартных источников (Dxx), цветового охвата и цветовых пространств. Сведите воедино и представьте наглядно эту тему так, чтобы ее понял любой случайный читатель.

5. Баланс белого.

Очевидно, что нужно настраивать баланс белого перед фото- и видео-съёмкой. Но что делать, если он не был настроен? В случае съемки в разные форматы фото и видео, в случае освещения источниками с разной цветовой температурой и так далее. Разберите различные случаи и найдите практически полезные выходы, исследуйте крайние случаи -- до какой степени можно “спасти кадр”? В заключении представьте систематизированные выводы по своему исследованию.

6. Светодиоды в современных осветительных приборах.

В недавнем прошлом светодиоды могли быть лишь индикаторами -- они имели только 3, позже 4 цвета и небольшую яркость, проследите их развитие до современного уровня. Почему нет светодиодов произвольного оттенка? Чем ограничивается их применение в осветительных приборах? Какие принципиально новые возможности даёт освещение светодиодами? Найдите интересные примеры применения этих приборов в освещении. Постарайтесь не ограничиваться очевидными фактами и реализациями -- вопрос не о них. Ищите новое и необычное.

7. Цветовые пространства фотографии.

Вы встречали всевозможные sRGB, Adobe RGB и прочие вариации на тему известных аббревиатур. Исследуйте тему цветовых пространств, применительно к фотографии и средствам ее обработки.

8. Цветовые пространства видео и телевидения.

Различная аналоговая и цифровая техника работает с цветом в разнообразных системах кодирования: PAL/SECAM/NTSC, кодирование цвета в современном цифровом видео YCbCr с различными вариантами субдискретизации, работа с матрицами различных типов, цифровая обработка и цветокоррекция -- всё это представляет собой огромное поле для творчества в области обработки цвета. И для ошибок. Изучите эту тему и сведите в наглядное и доходчивое изложение, чтобы любой неискушенный читатель разобрался не только в фактах, но и аргументах. Тема широкая, поэтому полный охват от вас даже не ожидается, но постарайтесь не ограничиваться вопросом “почему цвет у американского телевидения такой убогий”. Это в прямом смысле -- прошлый век и может быть интересно только для обоснования положения вещей в современных цифровых системах.

9. Фильтры растровой графики.

Существуют простые, но весьма эффективные фильтры, выполняющие обработку растровых изображений. Выберите 5 наиболее полезных с вашей точки зрения, обоснуйте выбор и детально опишите их работу. Упор делайте не на внешних визуальных эффектах, а на полезности фильтров для автоматической обработки изображений и повышении их пригодности для кодирования или выделения тех или иных элементов.

10. Разрешение.

Широкая тема о разрешении в растровой графике выглядит запущенной и запутанной: многочисленные источники изобилуют весьма мутными описаниями различных видов разрешения и взаимосвязей между ними. Наведите ясность и порядок в этом вопросе -- в своей работе соберите все виды разрешений и разъясните раз и навсегда, как они соотносятся и что значат, куда смотреть и как измерять. Тема как бы сама собой подразумевает ошеломляющую наглядность изложения и обилие источников в обзоре. Вполне возможно, что вам попадется несколько хороших обзоров. Если вы с ними согласны и добавить просто нечего, добавьте обоснование -- почему вы считаете их исчерпывающими и правыми, сравните с теми, которые считаете не столь правыми и исчерпывающими.

11. Пропорции изображения.

За долгую историю демонстрации изображений сложилась весьма запутанная картина пропорций, информационной ёмкости и размеров экранов. А сколько светлых идей еще не нашли своего применения -- достаточно вспомнить Эйзенштейна, который говорил, что экран вообще должен быть портретной ориентации. Найдите истоки существующих (популярных) форматов и попробуйте объяснить, откуда они взялись и зачем они такие. Копать в историю придется до кинопленки, не игнорируя аналоговое телевидение. Уместным будет экскурс и в киноформаты, если он не будет представлять собой перечисление форматов, которое можно и так прочитать в Википедии. Старайтесь увязать всё в систему, найти причины и следствия, возможно -- предсказать развитие.

12. Оптическая плотность и динамический диапазон в фотографии и кино-видео.

В какой степени носители изображения в реальном мире (то есть, не цифровые, а фотопленка, бумага и так далее) сохраняют доверенные им кадры и картины? Какие носители имеют лучшую информационную ёмкость, сравните с цифровой фотографией различного уровня. Приведите численные сравнения. Как объяснить, что до сих пор фотографы не выкинули пленочные камеры? В вашем исследовании однозначно будут фигурировать слайды разных форматов, кинопленка всех видов и их цифровые аналоги.

4 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. "Ориентиры для оценивания
    При написании работ и, особенно, при их оценивании ориентируйтесь на эту таблицу, лучше ее распечатать и держать перед глазами во время работы. "

    Нерабочая ссылка таблицы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рабочая, я проверил с незалогиненного браузера (инкогнито). Попробуй с другого компьютера/браузера/в режиме инкогнито.

      Удалить