Эссе-2

По правилам проведения второе эссе повторяет первое.
Темы второго эссе как бы сами собой намекают: не надо копировать энциклопедии и легконаходимые в первой выдаче Гугла очевидные материалы. Они точно так же легко находятся при проверке и сами работы, пересказывающие учебники, никакой ценности не представляют. Попробуйте на этот раз написать что-то содержательное. Содержательность определяется, в первую очередь, глубиной исследования, а во вторую -- вашей систематизацией полученных сведений. Эта систематизация и следующие за ней выводы должны быть достаточно оригинальными и ценными, чтобы можно было сказать -- "как интересно, никогда не связывал эти факты, а действительно: если ....., то ....". Или "отличный обзор, теперь понятно, чем .... лучше ...., нигде не встречал такой всесторонней и обоснованной оценки".

Ещё для самоконтроля: "я вложил душу в первую работу", "я 4 дня от компьютера не отрывался -- писал!" -- это всё про процесс, мы же с вами работаем на результат. Это нормально, что не всё сразу получается. Будем стремиться к лучшему. У тех, кто решился и написал первое эссе уже есть опыт, тем проще будет написать второе.

И последнее: вы же понимаете, что у вас должно получиться в конце? Представьте вашу работу на страницах журнала. И вот её читают и что скажут читатели? Вам какие отзывы хотелось бы услышать в адрес своей работы?




Темы:

1. Создание собственных фильтров обработки растровых изображений

Детально разбираем и доходчиво, иллюстрированно излагаем возможности Custom фильтра в Photoshop. Нужно не просто написать, что такие-то циферки приводят к такому-то результату, а вся конструкция работает путем умножения, сложения и деления с последующим прибавлением -- это очевидно из любого мануала, а нужно объяснить механизм производимых изменений. В сети существует множество объяснений базовых возможносей этого фильтра, но это очень поверхностно и не систематизированно. Ваша задача свести всё в систему. От понимания, что средняя ячейка -- это текущий пиксель, а все ячейки вокруг -- это пиксели вокруг и вышеописанные операции применяются к введенным в них числам, легче не становится.
В качестве источников, разумеется, вы включите эти легко находимые мануалы, но очень разумным представляется копнуть в принципы пиксельной обработки и в соответствующие статьи в сугубо научных журналах, благо у вас есть доступ к ним через библиотеку ВШЭ.

2. Светодиоды в ИКТ

Светодиод – это изначально индикаторный элемент электронных схем, но позже научились делать светодиоды цветов RGB, а так же белого свечения. Это первая часть обзора: изучите и донесите кратко, но доходчиво, что сдерживало мощность светового излучения, в чем заключается причина энергоэффективности светодиодов, каким образом формируется свечение заданной длины волны (можно ли сделать светодиод голубого или пурпурного цветов?). Это экскурс немного в химию и физику, которые являются основой электроники.
Далее рассматриваем осветительные, а не индикаторные светодиоды: какие ограничения стоят сейчас, почему светодиодные лампы имеют такой мощный радиатор, почему обычно в прожекторах используется холодный спектр свечения, что задирает цены на светодиодные фонари – это маркетинг и нажива или там используются редкие материалы, дорогой производственный процесс и тд? Если дело в производстве, то какие перспективы в динамике цен?
И, наконец, к главному: возможности, которые открываются при использовании светодиодного освещения. В работах в первом эссе никто даже не упомянул про очевидные и легко находимые:

  • Светодиод является полупроводниковым прибором с соответствующей скоростью переключения. Он может включаться и выключаться с огромной частотой. Во времена, когда в сетях использовались хабы, по мерцанию светодиодов можно было считывать сетевой трафик. Это свойство светодиодного освещения можно использовать для создания информационной среды в местах, где используется только светодиодный свет. Найдите на TED Talks презентацию такого устройства, передающего через обычную настольную лампочку HD видео. 
  • Светодиоды давно используются там, где раньше использовались лазеры. Принтеры, излучатели (указки). Найдите другие области приложения, неочевидные и интересные. В 1990х лазерными указками умельцы пытались делать уличные линии связи. Получалось плохо, они зависимы от погоды и скорость связи получалась даже в пределе небольшой. Всё равно, рассмотрите и такие применения, может быть, на другой базе. 
  • Почему бы не сходить на Кикстартер и не увидеть в былых проектах, например, светодиодную лампочку с вайфай-модулем? Это же в корне меняет устройство электросети в доме, открывает невиданные возможности для систем типа «Умный дом». Представьте, если бы не было вайфай-доступа, как бы вы дома в интернет ходили? Всю квартиру пришлось бы опутать проводами. У кого-то так и есть, но мобильники и планшеты всё равно свободны от проводов. А тут вы можете управлять любой лампочкой, не прокладывая километры отдельных кабелей по бетонным стенам.
  • Там же можно найти забавный проект с лампочкой-на-печатной-плате. Плата складывается по перфорации и вставляется в обычный цоколь Е27. Авторы заявляют, что энергоэффективность такой конструкции выше, чем у классических ламп.

Это очевидные и быстронаходимые приложения, а попробуйте найти еще что-нибудь сами, возможно, в более близкой теме. Вспомним, что современные плоские телевизоры имеют светодиодную зональную подсветку, что увеличивает относительную контрастность до небывалых величин – ведь ЖК экран по умолчанию освещается весь, а здесь можно варьировать зоны освещения, хоть и с меньшим разрешением.

3. Командные редакторы растровой графики

Проведите обзор командных редакторов. От вызываемых из командной строки, вплоть доGIMP, до библиотек, используемых в веб-среде (ImageMagick, GD и что там ещё придумали). Возможности, применимость в статике/видео, ограничения, … Найдите примеры ресурсов или программ, где эти редакторы себя ярко показывают. Итогом работы должно стать всестороннее представление таких программ, сведение их возможностей в единую таблицу, представление примеров их работы, сведенные воедино «за и против», указание применимости в разных условиях (платформа, цветовые модели и тд), ваши выводы о том, какие лучше применять для каких целей. Выводы должны опираться на ваше исследование и внешние источники.
При поиске примеров использования различных редакторов обращайтесь к статьям в научных журналах, там часто можно встретить детальное описание применения и выводы по экспериментам.

4. Программирование в полиграфии

Эта тема выпала из сокращенного курса КГ, но значимый раздел в компьютерной графике – это полиграфия. И самый главный язык в полиграфии – это PostScript. Им задаются команды для печатных устройств и на нём можно запрограммировать множество интересных вещей. Например, мелкий рисунок, который обычно печатают на документах строгой отчётности и деньгах, а еще можно заставить принтер делать персонализированные отпечатки. Если он поддерживает соответствующую версию этого языка.
Разберите возможности языка PostScript и соотнесите с оборудованием, на котором выполнимы эти возможности. Приведите примеры программ на PostScript и покажите их в действии.
Верными помощниками вам станут формат PDF и программа Adobe Acrobat / AcrobatDistiller.
Ваша работа должна изобиловать интересными примерами реализации программ на этом языке, а в обобщении нужно описать возможности и ограничения языка с точки зрения языков программирования.
Так же, приведите сравнение с другими языками, например, PCL, HPGL.

5. Визуализация информации

Визуализация тесно связана с эргономикой и психологией восприятия информации. Попробуйте проанализировать на примере нескольких областей применения закономерности в визуализации информации для людей.
Например: цветовое кодирование информации в снимках (сканирование внутренних органов, геологоразведка, визуальный анализ данных…) -- какую роль здесь играет выбор цветов цветовой шкалы, какие существуют закономерности, как можно улучшить визуальную читаемость образов, закодированных в снимках. IBM и Microsoft Research вели такие исследования, наверняка вы найдете не только их исследования.
Другой пример: пользовательский интерфейс в технике. Мы привыкли к организации кабины автомобиля, но является ли она оптимальной? Хотя бы с точки зрения организации приборной панели, навигации и других информационно-управляющих элементов. Найдите концепты, выделите направления (очевидно, что некоторые дизайнерские решения стилизуются под ретро, нам важнее найти решения, которые учитывают восприятие человека -- форма циферблата спидометра, а нужен ли вообще спидометр со стрелкой или можно показать число, где он должен располагаться, какого цвета лучше делать подсветку и так далее по различным элементам.
Работа вряд ли будет иметь ценность, если ее единственными источниками будут примеры различных концептуальных разработок. Опирайтесь в первую очередь на исследования, а примеры -- это “иллюстративность”. Тоже важно, но база должна быть все-таки научной.

2 комментария:

  1. А какие сроки для этого эссе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно! Давайте по следующие выходные включительно: 13 октября, воскресенье включительно. Сейчас в "Материалах курса" продублирую.

      Удалить